Не секрет, что на современном рынке бытовой, да и профессиональной акустики сложилась довольно непростая ситуация: поскольку в большинстве случаев не существует объективных способов оценки акустики, кроме как собственные уши пользователя, вопросы качества тех или иных акустических систем и их компонентов оказываются окутаны многочисленными слухами и легендами. И если словосочетание «теплый ламповый звук» уже стало нарицательным, то «позолоченные контакты» у USB-кабелей и по сей день способны произвести впечатление на не слишком искушенных пользователей. В чем же заключается принцип работы колонок, и почему одни модели стоят существенно дороже, чем другие? Давайте разберемся.
Основная задача, которая стоит перед покупателем колонок, заключается в том, чтобы подобрать идеальную акустику исходя из ограниченного бюджета. Но даже в рамках одной цены количество представленных на рынке моделей огромно. Конечно, кто-то скажет, что «нужно просто прийти в магазин и послушать» (и будет совершенно прав), однако перед этим все равно придется выбрать несколько потенциальных кандидатов «на прослушивание». Безусловно доверять при этом многочисленным интернет-ресурсам и даже отзывам пользователей, увы, нельзя. Даже откровенно неудачные модели могут получить неплохие отзывы, если их купит достаточно количество людей, ранее использовавших лишь самые дешевые колонки. А вот похожие отрицательные отзывы от разных людей как раз могут оказаться правдой.
Итак, как же разобраться в устройстве колонки и облегчить свой выбор? Любая акустическая система состоит минимум из трех основных компонентов: корпуса, динамиков и разделительных фильтров, работа которых — разделять единый сигнал, полученный с усилителя по различным полосам воспроизведения. Таким образом воспроизведением каждого диапазона частот (низкого, высокого и среднего) сможет заняться соответствующий динамик (или их группа). При этом не нужно путать количество динамиков и количество полос (за один диапазон может отвечать сразу несколько динамиков).
Фильтр оказывает существенное влияние на итоговое качество звука (иногда даже большее, чем сами динамики). Если фильтр плохой — даже самые качественные динамики звучать не будут.
Что касается полос, то большинство бытовых колонок делятся на одно- двух- трех- полосные. Однополосные колонки представляют собой колонки с одним широкополосным динамиком. Понятно, что один динамик, способный качественно воспроизводить звуки самых разных частот, будет стоить дороже, чем несколько узкоспециализированных. А следовательно, однополосные колонки будут стоить немало, и распространены они не слишком широко. А вот двух- или трехполосные колонки — это то, что нужно большинству пользователей. В таких колонках каждый динамик отвечает за свой «фронт работ»: самый большой динамик будет воспроизводить низкие частоты, а небольшой высокочастотный динамик — соответственно, высокие частоты. У трехполосной акустической системы помимо этого есть и среднечастотный динамик, который берет на себя часть нагрузки от низкочастотного. В большинстве случаев при возможности выбора нужно отдавать предпочтение трехполосной системе (конечно, речь идет о колонках в одной ценовой категории). Тем более, если вспомнить, что именно средние частоты являются наиболее важными для воспроизведения многих музыкальных жанров.
Также акустические системы делятся на активные и пассивные — то есть, имеющие, либо не имеющие встроенный усилитель. Большинство моделей акустики Hi-Fi-класса являются пассивными. Их нужно подключать к отдельному усилителю или ресиверу. Активные колонки и колонки мониторного типа не требуют подключения к усилителю (усилитель у них встроенный), однако их требуется включить ещё и в розетку.
Про акустику мониторного типа стоит сказать подробнее. Такая акустическая система создана специально для использования в профессиональной звукозаписи, и должна максимально точно передавать звучание записи. У такого решения есть свои плюсы и минусы: с одной стороны, слушатель сможет услышать все нюансы записи. С другой — также будут слышны и все дефекты. Ну а для тех, кто привык к «раскачанным басам» или всевозможным «улучшениям» звука, сырой необработанный звук студийных мониторов может показаться слишком невыразительным. С другой стороны — с учетом их идеально четкого и ровного звучания их можно применять для прослушивания любых типов и жанров музыки, а следовательно — покупка профессиональных мониторов для домашнего прослушивания может быть более чем оправдана, если вы любите «честное», а не приукрашенное звучание.
Комментарии пользователей